newsЕвропейские компании, реализующие в Украине проекты по сооружению альтернативных источников энергии и, в частности, ветряных электростанций, считают правило «местной составляющей», предусматривающее обязательную закупку отечественного оборудования, наиболее сложной проблемой, препятствующей их бизнесу.

«Местная составляющая – это на сегодня самая важная проблема. Я понимаю, если бы было просто требование об обязательной закупке местного оборудования и услуг на уровне не менее 50%. С этим проблем нет. Однако зачем устанавливать ограничения по каждой категории оборудования?», – сказал директор компании Eurocape New Energy в Украине Питер О,Брайен на ежегодной конференции Адама Смита «Украинский энергетический форум в Киеве.

Вкратце напомним: в ноябре прошлого года Верховная Рада приняла закон №5485-VI «О внесении изменений в закон Украины «Об электроэнергетике», который изменил условия работы на рынке возобновляемых источников электроэнергии в Украине.

В частности, согласно документу, для возможности получения рентабельного зеленого тарифа те девелоперы, которые введут свои ветровые или солнечные электростанции в эксплуатацию до 1 июля 2013 г., должны обеспечить 30% «местную составляющую», до 1 июля 2014 г. – 50%.

В принципе практика введения «местной составляющей» в виде обязательного использования местного сырья, работ и оборудования достаточно в мире распространена и ничего плохого в ней нет. К примеру, в Канаде и Турции для получения «зеленых» тарифов удельный вес местных материалов, оборудования и работ при строительстве электростанции должен составлять не менее 60%. Различные механизмы стимулирования локализации производства комплектующих и оборудования для альтернативной энергетики применяются и во множестве других стран.

Однако в случае с Украиной проблема состоит не в самой местной составляющей, а в принципах ее расчета, которые были введены законом №5485-VI и которые остаются непонятными большинству европейских девелоперов.

В частности, документ присваивает каждой из частей станций на возобновляемых источниках при расчете «местной составляющей» свой «удельный вес». К примеру, для ветряных электростанций «удельный вес» сборки гондол составляет 30%, производства лопастей и башен – по 15%, производства главной рамы, вала и ротора – по 5%, работ по строительству – 20%.

«Совершенно непонятно, как этот порядок применить на практике и что означают эти цифры. Если удельный вес лопасти в соответствии с законом установлен на уровне 15%, а фактически она заняла у девелопера 25% стоимости строительства, то ему будут засчитаны только 15%? Нам остается только ожидать нового порядка расчета местной составляющей со стороны НКРЭ (Национальная комиссия по государственному регулированию в сфере энергетики). Возможно, этот порядок будет нас во всем устраивать, а возможно и нет», – сказал ранее «Свободной прессе» представитель европейской девелоперской компании, реализующей проекты ветроэнергетики в Украине.

НКРЭ, в свою очередь, давать разъяснения, как и что учитывать при сооружении ветряков и солнечных станций, не спешит. И это несмотря на то, что парламент принял соответствующий закон еще в ноябре 2012 г.

«НКРЭ до сих пор не дала никаких нормативов по местной составляющей. Мы все ждем решения регуляторного органа. Сегодня девелоперы не могут прийти к решению, каким образом организовать производство ветроустановок?», – говорит председатель правления ООО «Западно-Крымская ВЭС» Лоик Лерминьо.

В свою очередь, как отмечает гендиректор IMEPOWER Юрий Кубрушко, помимо непонятных принципов расчета местной составляющей, которые «застали инвесторов врасплох», сооружению возобновляемых энергоисточников в Украине препятствуют еще два фактора. Первый из них – это отсутствие четкости в порядке присоединения установок к сети, особенно в тех местах, где на возведение ВЭС претендуют несколько инвесторов. Второй – решение вопросов с землеотводом. Хотя, по словам господина Кубрушко, эффективно регулировать развитие зеленой энергетики не могут не только в Украине, но и в большинстве европейских стран.

В целом, по мнению девелоперов, Украина является достаточно перспективным рынком для развития зеленой энергетики.

«Уровень солнечной активности в центральной и южной Украине равен центральной Франции и превышает Германию», – отмечает Нарек Арутюнян, гендиректор компании Rengy Development, которая реализует в Украине проекты в области гелиоэнергетики.

По мнению аналитика стратегии ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию) Грегори Леконта, Украине, для успешного развития зеленой энергетики необходимо четко прописать энергетическую стратегию, упростить количество разрешительных процедур, а также обеспечить новым возводимым энергоисточникам бесплатный доступ к энергосети.

Как сообщил на этой неделе вице-премьер Юрий Бойко, последний вариант проекта обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г. предусматривает доведение доли возобновляемых источников в структуре энергобаланса страны до 11% в период до 2020 г. Такое обязательство Киев взял перед Европейским Энергетическим Сообществом.

Напомним: предыдущий вариант проекта Энергетической стратегии, разработку которого координировал Фонд Рината Ахметова «Эффективное управление», предусматривал доведение доли возобновляемых источников электроэнергии к 2030 г. до 9,6% — по мощности и до 4,6% — по производству электричества. Таким образом, смена приоритетов власти в направлении более интенсивного развития зеленой энергетики налицо.

Согласно оценкам девелоперов, на сегодняшний день НЭК «Укрэнерго» выдала разрешения на строительство возобновляемых источников электроэнергии в Украине общей мощностью порядка 1 тыс. МВт при технологической возможности подключения к отечественной энергосистеме около 3 тыс. МВт альтернативных установок. Всего со стороны потенциальных инвесторов поступило заявок на сооружение мощностей зеленой энергетики общим объемом 16 тыс. МВт при общей мощности объединенной энергосистемы Украины 51 тыс. МВт.

В феврале украинские производители продавали в оптовый рынок электроэнергию по таким ценам: «Энергоатом» – по 21,7 коп. за 1 киловатт-час, «Укргидроэнерго» — 22,6 коп., тепловые генкомпании – 49,4 коп., ТЭЦ – 107 коп., ветровые энергоустановки – 122,7 коп. и солнечные – 505 коп.

Источник.